МБОУ "СОШ № 17"
город Старый Оскол, Белгородская область
  • Советы психолога

    ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ

          В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.                 

      Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.

       Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

     1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

    2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

     3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

    4. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

    5. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

    6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

    Буллинг: алгоритм действий для родителей

      Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение.

    Мотивы буллинга

    • Зависть;
    • месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
    • чувство неприязни;
    • борьба за власть;
    • нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
    • самоутверждение;
    • стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
    • стремление удивить, поразить;
    • стремление разрядиться, «приколоться»;
    • желание унизить, запугать не понравившегося человека.

      Жертва - участник травли.
    Чаще всего жертвами становятся дети:

    • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
    • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
    • с особенностями внешности (веснушки, полнота / худоба и др.);
    • с низким интеллектом и проблемами в учебе; «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

    Признаки того, что ребенок является жертвой травли:

    • у ребенка снижается интерес к школе, к занятиям;
    • меняется настроение, поведение;
    • болеет, появляются боли в животе, частое ОРВИ, частые мигрени, аллергии,
    • нарушается сон, потеря аппетита, либо переедание,
    • у ребенка появляются синяки, царапины,
    • просит лишние деньги и не говорит зачем;
    • ухудшается успеваемость, не усваивает материал, может ничего не писать на уроках;
    • имеет мало друзей в классе или отсутствуют совсем;
    • избегает мест, связанные со школой;
    • отказывается разговаривать о волнующих темах, не желает объяснять в чем причина его настроения.

    Алгоритм действий для родителей:

    Постараться успокоиться самой (погулять, выполнить дыхательные упражнения, послушать музыку),

    Когда успокоитесь в этом состоянии поддержите ребенка, не переходя на личность буллера;

    Теперь свяжитесь со школой, успокоившись и поддержав ребенка и обсудить совместные действия для прекращения буллинга.

    Агрессор - это человек: с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других; стремящийся быть в центре внимания любой ценой; агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию; чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
    Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

    Если ребенок - буллер (агрессор). Алгоритм действий для родителей:

    Также успокоиться, не кричать на ребенка, в спокойном состоянии подойти к ребенку;

    Постарайтесь также не переходить на личность ребенка, отделить проблему от личности. Не пытаться "наклеить" ярлык на ребенка. Плохой не ребенок, а его поступки.

    Поговорить с ним и узнать о ситуации;

    Переформулируйте проблему в задачи;

    Оцените доступные ресурсы для решения ситуации (эмоциональные, когнитивные), как решить проблему, финансовые,

    Говорить с ребенком спокойно, уверенно. расслабленная поза, средний темп речи.

    "Мне рассказали про то, что происходит в школе. Давай обсудим это".

    Передавать ответственность. "Ты имеешь право на любые чувства, но не на любые действия. Другой человек может не нравится, но это не он вынуждает тебя, а ты выбираешь насилие".

    Предложить помощь. "Если тебе нужна помощь психолога, ты всегда можешь на нее рассчитывать". Ребенок научится решать проблему и обращаться за поддержкой.

    Почему не нужно давить на чувство вины и жалости? "А если, тебя так?" Стыд и страх - уязвимые места агрессора, с помощью насилия ребенок самоутверждается. Описание чувств жертвы усиливает презрение к его слабости.

    Не оправдывайте поступки ребенка. Не надейтесь, что он все осознает, не обвиняйте жертву "Он же сам виноват, что он не дает отпор.", "Он сам странный, замкнутый, надо было общаться". Таким образом, вы поощряете привычку насилия. Агрессия продолжится и закрепится в поведении. 

    Помощники агрессоров (буллеров).

    • Ведомые дети, несамостоятельные, неуверенные,
    • трусливые и озлобленные,
    • следуют правилам и стандартам,
    • считают, что виноваты другие, не признают свою ответственность за свои поступки,
    • эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого.

    Дети - наблюдатели буллинга.

    • Притупленное чувство сострадания, эмпатии
    • Неуверенные дети, со страхами,
    • чувство беспомощности и небезопасности среды
    • стыд за свое бездействие, в то же время желание присоединится к агрессору
    • Циничны и безжалостны по отношению к жертвам буллинга.

    Ребенок, является наблюдателем травли:

    Постарайтесь прояснить ситуацию;

    Если ваш ребенок не выступает в позиции "защитника" жертвы  - поддержите его намерения  и договоритесь о взаимодействии,

    Аккуратно действовать, если ребенок сохраняет нейтралитет к происходящему - вероятнее всего ребенок испытывает страх перед возможными действиями агрессоров,

    Необходимо передать имеющуюся информацию, классному руководителю/администрации школы, чтобы школа начал профилактическую работу,

    Последствия травли для жертвы:

    • снижение уверенности в себе;
    • уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу
    • поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;
    • последствия для здоровья;
    • переживание постоянных негативных эмоций;
    • возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;
    • последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.

    Последствия травли для агрессора:

    • озлобленность;
    • потеря уважения к себе;
    • проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);
    • проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);
    • зависимость от чужого мнения.

    Чродителям делать не стоит?

    1. Не нужно советовать ребенку самому разобраться, то есть ответить на агрессию агрессией. Это задача родителей и образовательной организации. Ребенок не взрослый. У него нет ресурсов на то, чтоб повлиять на ситуацию. Он несовершеннолетний.

    2. Напрямую выяснять отношения с одноклассниками, ребенком-буллером,а также с его родителями. Таким образом, вы можете спровоцировать агрессию на вас и ребенка. Решением вопроса должна заниматься школа и ее сотрудники.

    3.Не нужно делать скоропостижные выводы и действовать на эмоциях.

    4. Не давайте советов школе, как поступить с одноклассниками-буллерами.

    5. Обещать ребенку хранить в секрете, что его травят в школе. 

    Самое важное, это дать себе время, чтобы успокоиться и поддержать ребенка. Чтобы помочь в этом нелегком деле.

    Советы и конкретные упражнения по снятию стресса

     (для родителей и детей)
     

        Первый шаг на пути избавления вашего ребёнка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определённые признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
    Признаки стресса: 

    • физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
    • эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слёзы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
    • поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный приём пищи).

    В первую очередь родители должны взять себя в руки. Понятно, что ЕГЭ - большой стресс для всей семьи. Но если мамы и папы не сумеют совладать с негативными эмоциями, то этот настрой передастся ребенку. 
    Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
    Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
    Ознакомьте своего ребенка с эффективными способами борьбы со стрессом:

    1. Противострессовое дыхание. Чтобы успокоиться, можно сделать дыхательную гимнастику. Она поможет и взрослым, и детям. На вдохе надуваем живот и делаем медленный выдох.  Выдох должен быть в два раза длиннее, чем вдох. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения. Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Противострессовое дыхание - главный компонент психосоматического равновесия. Несколько таких вдохов-выдохов помогут снять напряжение, восстановить сердцебиение, убрать зажимы в области груди и уравновесить собственное состояние. 
    2. Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
    3. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь, попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
    4. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом.
    5. Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится вокруг. Мысленно перебрать все детали обстановки, провести своеобразную инвентаризацию. Это отвлекает от стрессового напряжения.
    6. Перед экзаменом аутотренинг:
    • «Я смогу справится, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих силах. Спокойно».
    • Экзамен – лишь только часть моей жизни. 
    • Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться. 
    • Я могу управлять своими внутренними ощущениями. 
    • Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю. 
    • Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого. 

    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребёнок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
    Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

    Ошибки, которых необходимо избегать

    1. В ходе подготовки к экзаменам родители часто используют тактику запугивания. Они любят повторять: «Будешь мало заниматься - не сдашь» или «Не будешь стараться – будут плохие результаты», «Ты совсем не готов», «Это так сложно», «У тебя не будет будущего», «Станешь неудачником», «Будешь мало зарабатывать». Такой метод не повысит мотивацию, а наоборот создаст эмоциональные барьеры, которые школьник не в силах самостоятельно преодолеть. Ребята начнут переживать и волноваться еще больше, им будет казаться, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам.
    2. Озвученная угроза лишения родительской любви и дружбы. Главное родительское спокойствие и ни в коем случаи никаких угроз или запугивания, поскольку – это не мотивирующая позиция, а позиция, которая выстраивает ряд барьеров, с которыми ребёнок борется в то время, когда следует готовиться к экзамену. Нас так воспитывали, что в первую очередь мы обращаем внимание на неудачи, на ошибки  ребенка. Однако при общении с ребенком необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах. Очень важно, чтобы школьник поверил в свои силы и знал, что у него все получится. Мы должны создать ситуацию успеха для ребенка. Если мы будем постоянно указывать на то, что у него не получается и что он сделал неправильно, то у ребенка сформируются негативные установки: «У меня ничего не получится», «Я ничего не смогу». В результате повысится его тревожность.
    3. Неправильное формулирование слов поддержки «Не бойся», «Не переживай» - надо «Держись», «Успокойся».
    4. Гиперзабота.

    Психологические рекомендации для родителей детей, сдающих ЕГЭ, ГИА

          Выпускные экзамены - один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющих его будущее. Сдача ЕГЭ вызывает неоднозначные чувства у выпускников и родителей. Больше того, ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на видимость взрослости, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. 
    Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь, ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна для учащегося, поскольку ему, кроме всего прочего необходима ещё и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации.
    Поэтому вопрос стоит не только о психологическом состоянии выпускников на экзаменационном периоде, их волнениях и страхах, необходимой консультации психолога для разряжения ситуации, но и о психологическом состоянии их родителей, которые переживают не меньше своих детей, ведь понимают всю важность государственного экзамена.
    Детям необходима поддержка родителей, чтобы иметь возможность повысить личную самооценку, но когда мамы и папы сами напряжены – это сделать сложно, поэтому взрослым необходимо помнить, что им взять себя и ситуацию в руки легче, нежели выпускнику.

    Краткая характеристика психологических трудностей при сдаче экзамена, особенности психологической готовности к экзамену

      Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился, не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят «повезло», но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, правильно рассчитать силы. Реакция на эмоциональный стресс во многом определяет результат экзамена.
    Любой экзамен – испытание, связанное с физическим, интеллектуальным и эмоциональным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него.
    - Первый – активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям. 
    - Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, при этом хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.
    К основным факторам, вызывающим или усиливающим экзаменационный стресс относятся: негативный настрой; ситуации неопределенности и ограничения времени; сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях – логическом мышлении, умении анализировать. Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования, психофизиологические особенности: сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение, а также груз ответственности перед родителями и школой.
    Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, подросткам со слабой нервной системой трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Кроме того, для тех ребят, которые склонны легче воспринимать информацию на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий. 
    Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к соответствующим специалистам (врачам, педагогам). 
    В первую нужно определить, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Для тревожных детей создайте эмоционально спокойную атмосферу.  Для неуверенных в себе подростков потребуется ситуация успеха. В этом случае рекомендуется снизить значимость экзамена, дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы. Для гиперактивных школьников, испытывающих недостаток  самоорганизации, наоборот лучше повысить  значимость экзамена.
    Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.
    ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
    Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальную стратегию подготовки, то есть найти те приемы и способы, которые будут  эффективны и полезны для вашего ребенка, позволят ему добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

    Эмоциональный климат дома
     

    Помощь и поддержка своего ребенка во время подготовки к экзаменам должна проявляться не только в словах, но и на деле. 
    Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат экзамена, не настраивайте его только на минимальный или максимальный, но мало достижимый результат. В случае неудачи ребенка на экзамене не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений.
    Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
    В предэкзаменационную пору основная задача родителей заключается в создании комфортных условий для подготовки школьника к экзамену. Это касается не только удобного рабочего места, но и эмоционального микроклимата в доме. Психологическая поддержка, поощрение, реальная помощь и спокойствие взрослых помогут выпускнику успешно справиться с собственным волнением. Поддержать ребенка — значит верить в него. Для этого нужно продемонстрировать сыну или дочке свое удовлетворение от их достижений или усилий. 
    Существует множество слов, которые поддержат ваших детей, например, «Ты сможешь это сделать», «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо», «Все у тебя получится». Поддержать ребенка можно прикосновениями, доброжелательным выражением лица, доброй интонацией голоса, а также посредством совместных усилий в подготовке.

    Помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

    Психологические особенности распорядка дня школьника
    Помогите организовать рабочее место и режим, разберите вместе сложную задачу, если это по силам, вместе повторите даты, научите оценивать и регулировать свое состояние. Не запугивайте неудачей и провалом.
    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
    Не настаивайте на работе без отдыха и сна. Не запрещайте любимых занятий во время подготовки к экзаменам. Не дергайте ребенка по пустякам, отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи.
    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал (братья, сестры, телевизор).
    Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. 
    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.
    Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет сформирован навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

    ▪ Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада. 
    ▪ В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться? 
    ▪ Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести, и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. 
    Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы школьник хорошо высыпался и гулял на свежем воздухе. Не разрешайте детям учить уроки целыми днями или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости и беспокойству. В состоянии утомления работоспособность снижается, а продуктивность такой учебы невелика. 
    Очень важно пересмотреть режим дня школьника. На саму подготовку к экзамену лучше отвести 1-2 часа в день. В режиме дня обязательно должно быть время на отдых, прогулки и сон. Также полезны физические упражнения и регулярные занятия спортом. Иногда хронические заболевания мешают учиться. Если они есть, то лучше обратиться к врачу.
    Стоит ли на время освободить ребенка от домашних дел?  Это вопрос непростой, потому что иногда школьники начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому. Легкая физическая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усилить общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
    Вы можете оказать помощь ребенку в распределении учебного материала по дням. При составлении плана определите еженедельную и ежедневную нагрузку. Это поможет выпускнику справиться с тревогой: он начнет понимать, что успеет выучить весь материал и у него достаточно для этого времени. 
    Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. 
    Сделайте все, чтобы утро перед экзаменом было спокойным, приготовьте что-то любимое на завтрак, найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, снять напряжение, настроиться на успех.

    Стратегии родительского поведения
     

    Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей, чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов.
    Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. 
    Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов школьной программы. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. 
    Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. 
    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
    Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
    Постарайтесь не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию. 
    Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
    Важно правильно вести себя в этот нелёгкий и напряжённый момент для ребёнка, то есть стараться ему не мешать, чтобы подросток смог полноценно подготавливаться к экзамену.
    Поставить курс, то есть дать понять выпускнику, что хороший результат – это не обязательно ответы на все вопросы, тем более необходимо убеждать, что в независимости от результата у ребёнка всё получиться, но при этом положительный результат – это важный этап самоутверждения.
    Помочь найти ребёнку свой стиль учебной деятельности, выработать индивидуальный подход, поскольку все абсолютно разные (кто-то аудиал, а кто-то кинестетик).
    Заранее обговорите негативные варианты развития событий. Школьник ни в коем случае не должен думать, что провал на экзамене - безвыходная ситуация. Чтобы ребенок это понял, нужно заранее обговорить все возможные варианты развития событий. 
    Дети должны понимать, что провал на экзамене — это печально, но на этом жизнь не заканчивается. Настроение ребенка и родителей должно быть только позитивным.
    Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок все равно, сильно волнуется и переживает, обратитесь к школьному психологу. 
    Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
    Подлинная поддержка — это вера в вашего ребенка, подчеркивая способности и возможности положительных сторон его личности. 
    Относитесь с пониманием и теплотой, давая знать ребенку, что вы вместе с ним. Что — это испытание даст возможность проявить себя, показать свои знания, научит проявлять стойкость и уверенность.


    У тебя обязательно всё получится!
    Не произойдет, каков бы ни был результат испытаний.
    Вы уже прошли репетицию ЕГЭ – значит, ничего нового Вас не ждет.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ (СПТ) УЧАЩИХСЯ В 2024-2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
     


    СПТ тестирование с 01 октября по 01 ноября 2024.


    Уважаемые родители, ежегодно в школах, техникумах и вузах страны проводится социально-психологическое тестирование (далее – СПТ) с целью оценить процесс становления личности учащегося. Тестирование позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь учащемуся и его семье.

    Социально-психологическое тестирование проводится с целью раннего выявления факторов риска возможного употребления наркотических и психоактивных веществ (особенности поведения подростка). Оно проводится в школе на основе единой методики, разработанной Минобразования России.

    Методика не оценивает детей - дети сами оценивают социально-психологические условия, в которых живут. Методика СПТ не выявляет наркопотребление или наркозависимость. Тестирование не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности и организовать своевременную помощь.

    Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы в образовательной организации, где учится Ваш ребенок. Обращаем Ваше внимание на то, что социально-психологическое тестирование является добровольным и конфиденциальным. Основной принцип подведения итогов тестирования «Не навреди». После теста ребенок получает обратную связь в виде краткого описания психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях

    В этом году СПТ будет проходить в сентябре. Тестирование проводится для учащихся 13-18 лет, причем, для учащихся 13-14 лет необходимо заполнить информированное согласие родителей (законных представителей), а уч-ся с 15 лет будут сами подписывать согласие.

    Уважаемые родители! Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики. Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотические и психоактивные вещества в школе, во дворе, на дискотеке, в сети Интернет и в других местах. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ.

    Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может!».
    Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость.

    Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.

    Описание: ❗ Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней! Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике